lanfranc1066
Gratia Dei, per Iesum Christum Dominum nostrum.
Нисколько не планировал и не планирую превращать этот блог в текстовую ролёвку с одним участником и изображать из себя священника, а именно нижеупомянутого Ланфранка, но всё ж таки, как говорили во времена моего детства, "взялся за гуж - не говори, что не Буш"! :D

Ютуб - это место обитания не только австралиек, поедающих шоколадки, но и церковных публицистов. Я расскажу вам об одном, вернее, об одной.

Есть такая инокиня Васса Ларина. Русская по национальности, Васса - женщина из священнической эмигрантской семьи, обосновавшейся в итоге в американском штате Нью-Йорк и ставшей частью Русской православной церкви заграницей. Избрав для себя монашескую стезю (по "званию" Васса - рясофорная послушница, то есть монахиня, не отречённая от мира), Васса отучилась сначала в США, а потом поехала в Европу, где под научным руководством католического (!) священника получила теологическое образование со специализацией на византийской литургии. Сейчас Васса - доктор богословия, преподаёт литургику в Вене и пишет статьи на религиозную тематику.

Три публикации Вассы - "О ритуальной не/чистоте: Что это и зачем?", "Православие: утверждение, а не отрицание" и "Православие - не религия страха" - посвящённые вопросам отношения Церкви к менструации, феминизму, Русской православной церкви в России и заграницей и отношениям с римо-католиками, вызвали довольно яростные споры в околоцерковной общественности. Так, в первой упомянутой статье Васса подвергла обоснованному даже с богословской точки зрения сомнению правильность и справедливость ограничений, налагаемых на посещение церкви женщинами во время месячных. А третью статью я даже, пожалуй, процитирую:

"Что касается замечания попадьи, я не знаю точного мотива этого замечания. Но часть о «феминистском предприятии» даёт мне ключ. Термин «феминизм», который я называю «нецензурным словом», поскольку он часто употребляется с оттенком значения, присущим ненормативной лексике, похож на термин «экуменизм» - на деле мы не знаем точно, что он означает, но нутром чувствуем, что это что-то очень-очень нехорошее.

Дело в том, что «феминизм» может означать разные вещи. Это, безусловно, всегда включает обсуждение женских вопросов, но мы уже установили, что это позволительно. В своей радикальной форме, феминизм может означать убежденность, что любые различия между мужчинами и женщинами могут и должны быть устранены, радикальный феминизм может также поощрять женский гомосексуализм во имя всецелой женской самодостаточности и т.д. Это действительно «очень и очень плохая» вещь.

С другой стороны, феминизм - это движение, которое в XX веке привело женщин к получению высшего образования и права голоса, обеспечило женщинам защиту от сексуальных домогательств, привело к признанию женщин полноценными людьми и соответствующему обращению с ними и т.д. Пожалуй, трудно доказать, как можно считать эти события нехристианскими, неправославными или «плохими» в любом случае.

Можете вы представить себе, как православный иерарх встаёт и говорит, что родители не должны посылать своих дочерей в университет, но поощрять их вступать в брак без всякого высшего образования, потому что именно так всё было в старое доброе время? Согласитесь ли вы с вашим приходским священником, который заявляет, что женщины не должны участвовать в голосовании на выборах в Конгресс в следующем году, потому что там им не место? Если нет, то сто лет назад вас, несомненно, считали бы феминистом или феминисткой.

Во всяком случае, именно феминизм позволил женщинам делать все те вещи, которые вы сегодня воспринимаете как должное. Я хочу сказать, если мы считаем само собой разумеющимся, что сегодня с женщинами обращаются как с взрослыми, нам придется отказаться от мнения, что феминизм является по существу «плохой вещью». А это означает озабоченность женскими вопросами и обсуждение их".


Излишне говорить, что даже такая точка зрения, на взгляд людей "партикулярных", например, автора этих строк, отдаёт некоторой дремучестью, но по сравнению с мейнстримным мнением православного сообщество это действительно мощный поток свежего воздуха. Нетрудно представить, какую бурю с первоначала вызвали такие слова. Вообще значительный градус феминистичности (даже если она на словах отрицается) характерен для основательных, хорошо подкреплённых аргументами околоцерковных публикаций на женскую тематику - можно вспомнить даже далеко не столь радикальную книгу "Дерзай, дщерь: размышления о женском призвании" игуменьи Феофилы.

Сильно разгореться дискуссиям не дали, как мне кажется, два факта - во-первых, Васса отделена от большинства полемистов "расстоянием огромного размера" и работой, так что ввязываться в сетевые споры ей в любом случае было бы не с руки, а во-вторых, она имеет в своём риторическом арсенале огромные знания в области Священного Предания и истории церкви, тогда как лишь очень и очень немногие из её противников могли бы похвастаться тем же.

Я бы не стал упоминать о Вассе, если бы, конечно же, у неё не было собственного YouTube-канала - по её собственным словам, она создала его по совету митрополита Берлинского и Германского заграничной Русской Православной церкви, мол, ты изучаешь литургику не для собственного интереса, а для просвещения верующих. "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф., 28:19), - как в своё время повелел Иисус Христос апостолам. И потому, будучи не только православной монахиней, но ещё и человеком, выросшим в Америке, да ещё и не в самой строгой и фундаменталистской её части, Васса избрала способом "научения всех народов" Ютуб.

Вот ролик в качестве примера. Каких-то своих любимых я не выбирал - несмотря на довольно интересную тематику и этой самой тематики подачу, мне всё-таки тяжеловато смотреть эти видео. Виной тому временами сомнительного качества монтаж и "не-сценическая" (хотя и без ярко выраженных недостатков) речь.

Вещает Васса на английском, однако ко всем видео имеются субтитры в том числе и на русском языке.



Ролики Вассы - это своего рода иллюстрация к церковному календарю, и потому каждое, за несколькими исключениями, видео посвящено какому-то событию в истории христианской церкви или кому-либо их христианских святых. Длительность среднего ролика составляет около десяти минут, и этот хронометраж одновременно и работает на Вассу, и при этом несколько ей вредит, ведь, с одной стороны, лекция такого объема необременительна, а с другой - затрагивает тему весьма поверхностно.

Впрочем, я бы в любом случае назвал ролики инокини Вассы весьма интересными и качественными, и ровно также думают еще более трёх тысяч подписчиков канала - главным образом, православные верующие со всего мира, в том числе из России (здесь рекламой роликов Вассы занимается сайт "Православие и мир").

Поэтому, если вы вдруг интересуетесь христианством в какой-либо мере, я могу с радостью посоветовать вам канал Вассы Лариной, что сейчас и делаю :)